Дело № 2а-4897/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[ДД.ММ.ГГГГ] [Адрес]
[Адрес] суд [Адрес] в составе председательствующего судьи Каракулова А.А., при секретаре судебного заседания Спорышевой М.В., с участием помощника прокурора Поляковой А.А., представителя административного истца [ФИО 1], рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению отдела полиции [Номер] Управления МВД России [Адрес] об установлении административного надзора в отношении Скотникова А.С., [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения, уроженца [Адрес],
УСТАНОВИЛ:
ОП [Номер] Управления МВД России [Адрес] обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Скотникова А.С., [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения, уроженца [Адрес], на три года. Также просит возложить на Скотникова А.С. следующие ограничения:
- запретить смену места проживания, выезд за пределы субъекта Российской Федерации, без уведомления органов полиции по месту жительства или пребывания. Уведомлять орган полиции за 1 день до отбытия;
- обязать периодической явкой в ОП [Номер] Управления МВД России [Адрес] 01 раза в месяц по установленному ОП [Номер] Управления МВД России [Адрес] графику;
- запретить появление в местах, где проводится продажа спиртных напитков в розлив (кафе, барах, ресторанах, ночных клубах).
- запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства с 23-00 часов до 06-00 часов, исключив время нахождения на работе;
Требования ОП [Номер] Управления МВД России [Адрес] мотивированы следующим.
Скотников А.С. осужден [ДД.ММ.ГГГГ] [Адрес] судом [Адрес] по ч. 1 ст. 105 УК РФ и приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
[ДД.ММ.ГГГГ] освобожден по отбытию наказания.
Скотников А.С. состоит на профилактическом учете в ОП [Номер] УМВД РФ [Адрес] как лицо, ранее судимое за совершение особо тяжкого преступления и по формальным признакам подпадающее под административный надзор. По месту жительства характеризуется удовлетворительно. Жалоб от проживающих совместно с ним лиц не поступало. Не трудоустроен. Не женат. Имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, в течении одного года дважды привлекался к административной ответственности.
[ДД.ММ.ГГГГ] в 00 часов 30 минут Скотников А.С., находясь по адресу: [Адрес] состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, имел резкий запах алкоголя изо рта, невнятную речь, нарушение координации движения. [ДД.ММ.ГГГГ] вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Скотников А.С. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 510 рублей.
[ДД.ММ.ГГГГ] в 20 часов 10 минут Скотников А.С. находясь возле [Адрес] распивал спиртные напитки в общественном месте. [ДД.ММ.ГГГГ] вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Скотников А.С. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 520 рублей.
Принимая во внимание, что согласно приговора [Адрес] суда [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] Скотников А.С. совершил особо тяжкое преступление, в вечернее время, в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, в настоящее время судимость не погашена, совершил два административных правонарушения за нарушение общественного порядка, нарушения совершены в вечернее время в общественных местах, руководствуясь Федеральным Законом РФ от 06.04.2011 года №64-ФЗ административный истец просит установить в отношении Скотникова А.С. административный надзор с указанными выше ограничениями.
В судебное заседание административный ответчик – Скотников А.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.
В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 37 КАС РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
Согласно п. 11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от [ДД.ММ.ГГГГ] N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при наличии достаточных доказательств суд вправе рассмотреть дело без участия надлежащим образом извещенного административного ответчика, освобожденного из мест лишения свободы, явка которого признана обязательной, если последний не явился в судебное заседание и не сообщил об уважительных причинах своей неявки
Учитывая то, что не явившееся в судебное заседание лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представлено, его неявка не является препятствием разрешения дела без его участия, принимая во внимание мнение присутствующих лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
В судебном заседании представитель ОП [Номер] Управления МВД России [Адрес] [ФИО 1] административное исковое заявление поддержала в полном объёме.
Помощник Прокурора [Адрес] – Полякова А.А. просила административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении Скотникова А.С. удовлетворить, считает его обоснованным.
Заслушав участников процесса, исследовав и оценив доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от [ДД.ММ.ГГГГ] N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Согласно статье 6 Федерального закона от [ДД.ММ.ГГГГ] N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и ч. 1 статьи 270 КАС РФ в суд с заявлением об установлении административного надзора вправе обратиться исправительное учреждение (в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы) или орган внутренних дел (в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы).
Как следует из материалов дела, в суд об установлении административного надзора обратился орган внутренних дел - ОП [Номер] Управления МВД России [Адрес], заявление подписано начальником ОП [Номер], таким образом, оно подано надлежащим лицом.
Согласно ч. 5 ст. 270 КАС РФ Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства или месту пребывания этого лица.
Судом установлено, что Скотников А.С. проживает в [Адрес], в связи с чем, дело подлежит рассмотрению судьёй [Адрес].
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Судом на основании представленных административным истцом доказательств установлено, что согласно приговора [Адрес] суда [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] Скотников А.С. осужден за совершение особо тяжкого преступления.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Из материалов дела следует, что Скотников А.С. был освобожден из мест лишения свободы [ДД.ММ.ГГГГ] по отбытию наказания. Судимость не снята и не погашена.
В течении 1 года, Скотников А.С. дважды – [ДД.ММ.ГГГГ] и [ДД.ММ.ГГГГ] был привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.21 КоАП РФ, посягающих на общественный порядок и общественную нравственность, сопряженных с нахождением лица в состоянии алкогольного опьянения.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК Российской Федерации). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение. Соответственно, и положениям Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не придается обратная сила.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления [ ... ], при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного для регистрации (часть 1 статьи 4), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 597-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1739-О, от 22 ноября 2012 года N 2064-О, от 22 апреля 2014 года N 885-О, от 23 апреля 2015 года N 898-О и от 22 декабря 2015 года N 2876-О).
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об установлении административного надзора в отношении Скотникова А.С. на срок до погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На основании положений п. 1 ч. 3 статьи 273 КАС РФ при установлении административного надзора именно суд устанавливает конкретные административные ограничения.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы":
1. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре": «Выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Например, если лицо осуждалось за совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения или в период отбывания наказания подвергалось взысканиям за употребление алкогольных напитков в исправительном учреждении, целесообразно рассмотреть вопрос о применении административных ограничений, запрещающих его пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков».
Обсуждая вопрос установления административных ограничений, суд учитывает пояснения лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, его характеризующие данные, характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, его поведение после освобождения из мест лишения свободы, состояние здоровья, а также все иные обстоятельства по делу и приходит к выводу об обязании Скотникова А.С. явкой в ОВД по месту жительства или пребывания 2 раза в месяц по установленному ОВД графику.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.
В целях безусловной и беспрепятственной реализации указанного положения закона органами внутренних дел, суд считает необходимым запретить Скотникову А.С. смену места проживания и (или) выезд за пределы субъекта Российской Федерации, являющегося местом жительства или пребывания без уведомления органов полиции. Уведомлять орган полиции не менее чем за 1 день до отбытия. Также суд полагает целесообразным запретить Скотникову А.С. пребывание вне жилого помещения, являющегося его местом жительства, с 23-00 часов до 06-00 часов, исключив время нахождения на работе.
Кроме того, учитывая, что преступление за которое Скотников А.С. был осужден, совершено им в состоянии алкогольного опьянения, более того, в течении года Скотников А.С. дважды привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений, сопряженных с нахождением в состоянии алкогольного опьянения, суд считает необходимым запретить Скотникову А.С. появляться в местах, где производится продажа спиртных напитков в розлив (кафе, барах, ресторанах, ночных клубах).
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление отдела полиции №[Номер] Управления МВД России [Адрес] об установлении административного надзора в отношении Скотникова А.С., [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения, уроженца [Адрес], удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Скотникова А.С., [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения, уроженца [Адрес], на срок 3 (три) года.
Возложить на Скотникова А.С. следующие ограничения:
- запретить смену места проживания, выезд за пределы субъекта Российской Федерации, являющегося местом жительства или местом пребывания без уведомления органов полиции. Уведомлять орган полиции за 1 день до отбытия;
- обязать периодической явкой в ОП [Номер] Управления МВД России [Адрес] 02 раза в месяц по установленному ОП [Номер] Управления МВД России [Адрес] графику;
- запретить появление в местах, где проводится продажа спиртных напитков в розлив (кафе, барах, ресторанах, ночных клубах).
- запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства Скотникова А.С. с 23-00 часов до 06-00 часов, исключив время нахождения на работе;
Срок административного надзора в отношении Скотникова А.С. следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Решение может быть обжаловано в [Адрес] суд через [Адрес] суд [Адрес] в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья: А.А. Каракулов